\  Зал истории казачества


17 фераля 2016 года ученица 8 Б класса Писковацкая Алина стала участницей Научно-практической конференции туристско-краеведческого движения "Отечество" с проектом "Традиционная кухня терских казаков". 

Проект посвящен изучению традиционной кухни терских казаков вообще и местного казачества в частности. Сохранены старинные рецепты блюд, свойственных рациону только станицы Галюгаевской. 

Все желающие могут ознакомиться с материалами проекта. 

Аннотация 

Проект "Традиционная кухня терских казаков"

Рецепт листовка 

 

  

   

  

  

  

  

 

 Экскурсию по музею казачества мы начинаем с истории.

В III начале II тысячелетия до нашей эры на территории Пятигорья и Ставропольской возвышенности жили племена Майкопской культуры. Они получили свое название от места нахождения кургана Ошад, раскопанного ученым Веселовским в 1897 году в Майкопе.

Наша станица также является историко-археологическим местом. В 1985 году Предгорный отряд под руководством ученого-археолога Сергея Николаевича Кореневского вел раскопки шести курганов под станицей Галюгаевской. С.Н.Кореневский назвал эту местность «страна Галюгания». Курганы хранили в себе кости животных, черепки сосуды, каменные орудия, зернотерки, галечные молотки, очажные подставки. Самой ценной находкой была отлично сохранившаяся бронзовая мотыга. Таких мотыг в мире насчитывалось не более 10, а в России она третья. Археологи говорили о том, что жилища поселенцев страны Галюгании строились из досок, камыша, обмазывались глиной, внутри находились очаги от одного до трех. Строения, обнаруженные археологами, судя по всему, погибли от пожара. Следов нападения обнаружено не было, это значит, что поселенцы, уходя на новые места, сами сжигали жилища.

В краеведческом музее имени Праве в г.Ставрополе есть экспозиция, посвященная стране Галюгании.

Археологические находки и богатая история станицы натолкнули на мысль о создании школьного краеведческого музея. Датой его основания считается 1996 год. Учителя, учащиеся школы, станичники по крупицам восстанавливали двухсотлетнюю историю, традиции и обычаи казачьего быта наших предков.

По указу императрицы Екатерины II  в 1770 году с целью укрепления рубежей   российского государства на Кавказ были переселены казаки с Волги, Дона. Формировалась Азово-Моздокская оборонительная линия, на которой предполагалось построить 10 крепостей, а между ними на расстоянии 7-8 верст создавались редуты.

Станица Галюгаевская образовалась на месте, где первоначально обосновалась конвойная команда из 16 человек шестой сотни Моздокского полка. Казаки развозили служебные письма, конвоировали проезжавших и почту, вели охрану границы. Ими была построена сторожевая вышка и гольтепы (дома).

Казаки - в переводе с тюркского -  вольные, свободные. В начале 16 века казаками звали наемных рабочих, батрачивших по крестьянским дворам, людей без определенных занятий и постоянного места жительства, но императрица решила привлечь их к себе на службу, раздавая земельные наделы. Это послужило тому, что численность казаков в редутах и кордонах увеличилась. Потом стала переселять целые семьи, что и положило начало станице.

Галюгаевская была заложена на береговой возвышенности  старого русла реки Терек. С давних времен здесь было озеро-старица, которое по-украински называется «калюга» – лужа, оно расположилось рядом с лесом, по-украински «гай». И поселение получило название Калюгай. Впоследствии произошло превращение звука «К» в «Г» и станицу стали называть Галюгай.

Казаки селились компактно ради своей безопасности, чтобы в случае нападения можно было перегородить узкие улочки. Улицы располагались параллельно одна другой. На береговой возвышенности перво-наперво возвели церковь, так как они были глубоко верующими. Рядом построили дома священника и атамана, только они были покрыты железом, а «гольтепы» -  казачьи хаты, строились из плетня,  сверху обмазывались глиной с соломой. Позднее зажиточные казаки строили остов дома из досок - пластовые, некоторые из них сохранились до настоящего времени.

Станица имела два выезда со шлагбаумами и часовыми, вокруг была обнесена плетнем и обрыта рвом. Жизнь казачества была полувоенная, они несли службу, а в свободное от работы время занимались сельским хозяйством. Казаки в основном занимались животноводством: разводили овец, крупный рогатый скот, потому что пастбищ было много. С 1870 года стало развиваться и земледелие. В долине реки Терек были посажены сады и виноградники, так как там было самое благоприятное место, много света и близко подпочвенная вода. На работу и с работы людей сопровождал конный отряд.

В хозяйственном дворе каждого казака были пила, цеп для обмолота зерновых, скребок  для очищения овечьих шкур от жира, рубанок, долото. А вот оглобли  имел не каждый, только тот, у кого были быки. Они использовались как тягловая сила, пахали поле, перевозили грузы

В станице жизнь протекала по определенным законам с богатыми традициями и обычаями, соблюдалась чистота. Дома были выбелены, трубы обмазаны. Без разрешения атамана нельзя было даже посадить дерево у своего дома, потому что оно могло быть препятствием для просмотра и движения наездника. Главным вехами в их жизни были проводы казака в армию, свадьба, рождение ребенка. Горе тому казаку, у которого не было сыновей. Так как земельные наделы выделялись только на мужчин, ему и его семье приходилось батрачить у зажиточных казаков. Жизнь казаков была нелегкой, но они были трудолюбивы. Говорили «труд рождает достаток, а лень дурачество». В нашей станице сохранилось много поговорок и суеверий, они записаны нашими краеведами во время встреч со старожилами.

Девочек с раннего возраста приучали к труду и рукоделию. Поэтому в нашем музее много экспонатов созданных руками казачек, это вышивки картин, рушники, запоны (фартуки). Они вязали крючком скатерти, обманки. Одна из них подарена Ивановой Марией Ивановной. Убранство хаты составляет кровать, она подарена Доценко Ольгой Михайловной, – принадлежала ее деду. Печь с котелками, чаплями и кочергой – главный атрибут домашнего очага. Кроме того, в каждом доме был сундук. Сундуки деревянные без рисунков были у бедняков, кованые и расписные в домах богатых людей.

В каждой семье были прялки и гребни, они использовались хозяйкой для чесания шерсти, прядении ниток. Потому что необходимо было к зиме приготовить не одну пару носков и варежек, кому-то связать кофту или жилетку. Есть в нашем музее уникальные деревянные экспонаты: рубленое корыто для теста, совок для сыпучих продуктов, шумовка , рубель для глажки белья.

В музее много хабаров (глиняных горшков), предназначавшихся для засолки огурцов, помидоров, капусты. В меньшие по размеру собирали сливки, топленое масло, сыр. Кувшин с узким горлом использовался для вина во время гуляний.

Благодаря семье Комаровых – Анне Михайловне и Андрею Ивановичу в нашем музее появился самовар 1872 года, произведенный на фабрике им. Чекалина. Такие самовары были только в домах атаманов и зажиточных казаков. Второй самовар, имеющийся в музее, попроще, возможно им пользовались более бедные люди. Также ими подарена софа, стол, стулья, чугунки. Патефон подарен Трифоненко Георгием Максимовичем, принадлежал его деду. Мама Георгия – Зинаида Ильинична подарила домотканую дорожку. Ещё две дорожки большего размера подарены Макеевой Екатериной Ильиничной.

Казаки учились всякому ремеслу, например, работе по дереву – сами изготавливали кресла, табуретки, столы, лавки. Этажерка, изготовленная из прутьев, подарена семьей Любчевых. Из тонких прутьев плели корзины, оплетали бутыли, ведёрные баллоны для сохранности. Этот вид ремесла живёт и по сей день.

В музее имеется экспозиция, связанная с обучением грамоте и православной вере. Вера в Бога помогала казаку в трудную минуту, поддерживала дух и давала надежду. В каждом доме в углу с восточной стороны висела икона. Самый старый  из религиозных атрибутов в нашем музее – молитва «Отче наш» в рисунках 1871 года издания, подарена школьному музею Однокозовой Лидией Ивановной. В экспозиции также можно увидеть Библию, Евангелие, церковно-славянскую азбуку, книгу «Родина» (передана Сиволобовой Матрёной), географический атлас (подарен Шерстобитовой Антониной). Наличие печатных изданий доказывает стремление казаков к грамоте.

Казаки жили под девизом: «За веру, добро и справедливость». На службе казак  должен быть одет по форме. Обязательной атрибутикой казачьей одежды служили  сабля/шашка, папаха, башлык, лампасы, серьга/серьги, плеть/ногайка.

Шашка – это оружие каждого строевого казака, передавалось от отца к сыну, внуку, а если в семье не было мужчин, то ее разламывали и клали в гроб с умершим. Шашка –  первоначально сабля - символ всей полноты прав у казака, а также обладание им паевым земельным наделом. Вручалась казаку стариками в 17 лет (за особые заслуги раньше), без темляка. К 21 году при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк.

В церкви, в момент слушания Евангелия, шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака стать на защиту христианства. Сохранялась в семье на видном месте. Передавалась от деда к внуку, когда «старик терял силы» и менял шашку на посох – символ старости и мудрости. Члены Совета стариков все сидели, опершись на посох. Посохами наделялись судьи, ходатаи по делам церковной общины, паломники. Поднятый посох означал призыв Круга к молчанию. Шапка, поднятая на посохе – особо важное сообщение.

Особой гордостью любого казака служила папаха, которую шили из овчины или каракуля. Папаха, шапка, фуражка, т.е. головной убор казака – знак обладания юридическим полноправием. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. В курене красовалась на видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало,  семья находится под защитой Бога и общины. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. Иногородние и гости (не казаки) должны были присутствовать с непокрытыми головами, равно как и не имеющие юридических прав казачества. На кругу казак обязан быть в шапке, снимали ее только во время присяги, молитвы, выступления на кругу. Каракулевая папаха подарена музею Шаповаловым Юрием Алексеевичем, она принадлежали его отцу, Алексею Максимовичу, ветерану Великой Отечественной войны, участнику битвы под Москвой.

Башлык - у большинства казаков тоже был наделён символическим значением. В зависимости от того, как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака - завязанный на груди означал, что казак отслужим срочную службу, перекрещенный на груди - следует по делу, концы, заброшенные за спину, - свободен, отдыхает.

Лампас - возник в глубокой древности. Кожаным лампасом кочевники Великой степи от скифов до бродников прикрывали боковой шов штанов. У казаков приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету - к войску. Стал символом освобождения от всех видов государственных платежей, символом казачьей независимости и национальной обособленности. У терцев он был синего или красного цвета.

Особое значение у казаков имели серьги у мужчин, они означали его роль и место в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет, кроме него, наследников по мужской линии - серьгу в правом ухе. Две серьги - единственный ребенок у родителей. Кроме символического, сакрального значения языческого древнего оберега, они играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь.

В музее имеются также экспозиции денежных знаков и фотографий разных периодов. Среди фотографий есть уникальные: казачий оркестр, Царь Александр II в окружении родных и военачальников, парад казаков, предположительно в Пятигорске, принимает придворная особа, фото корабельной команды Черноморского флота, где с 1908 по 1912 годы служил  казак Скорняков Никита Трофимович.

И в заключение, хотелось бы сказать, что работа по пополнению материалов музея продолжается. Здесь проводятся не только экскурсии для учащихся и гостей школы, но и встречи со старожилами, праздники – День матери-казачки…..

Музей живет и развивается…

 
    СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Локальные акты
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав.
Материально-техническое обеспечение 
оснащенность образовательного процесса

Выпускники ОУ
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приёма
Антикоррупционная деятельность







О ШКОЛЕ
Сведения об образовательной организации
История
Школа сегодня
Финансирование
Контакты



УЧИТЕЛЯМ
Методическая копилка
Нормативные документы
Аттестация
Полезные ссылки








РОДИТЕЛЯМ
Зачисление в школу
Памятка для родителей первоклассников
Актуальная информация
Воспитательная работа
Памятка для родителей






УЧЕНИКАМ
Образовательные ресурсы
Безопасность
Расписание уроков
ОГЭ
ЕГЭ
ГТО
ПДД